В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различают социальную адаптацию.
Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, новая ступенька, на которую ребенку предстоит подняться, это переломный момент, этап освоения новых правил поведения, требований и понятий.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный, переломный период в его жизни. Для ребенка меняется его место в системе общественных отношений, меняется его распорядок жизни, увеличивается нагрузка. На смену играм приходят ежедневные занятия и умственные нагрузки. Они требуют напряженного умственного труда, повышенного внимания, большей сосредоточенности на уроках и относительной физической неподвижности, удержания правильной рабочей позы. Для детей 6-7 лет очень сложно проводить много времени неподвижно. В результате уроков в школе, увлечения первоклашек занятиями музыкой, иностранными языками и времяпрепровождения перед телевизором, двигательная активность у ребенка значительно снижается по сравнению с той, которая была у него до поступления в учебное заведение. Активность снижается, а потребность в движение остается большой.
Все, что происходит в школе, ново для ребенка. Пришедшего в школу малыша впервые встречает новый коллектив из одноклассников и учителей, то есть детей и взрослых людей. Нужно научиться устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, выполнять требования школьной дисциплины, а так же новые обязанности, связанные с учебой. К сожалению, далеко не все дети готовы к этому. Некоторые дети с большим трудом переносят школьные нагрузки. Психологи считают, что многие первоклашки, особенно в шестилетнем возрасте, часто сталкиваются с трудностью социальной адаптации. Это происходит из-за того, что в этом возрасте еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивая нормы поведения и обязанности школы.
Очень остро встает вопрос о том, как помочь ребенку без вреда для здоровья научиться выполнять новые требования и правила учителя, и как наиболее безболезненно для ребенка перейти от игр к более сложной учебной деятельности. В большой степени это относится к очень активным детям, которым очень сложно усидеть на одном месте долгий период времени. Такие дети постоянно отвлекаются, громко разговаривают, вскакивают с места. Среди них часто бывает много драчунов, которые легко возбуждаются и могут даже проявить агрессию в сторону одноклассников, не всегда видят дистанцию между собой и преподавателем. Такие дети, как правило, нуждаются в помощи врачей, потому что наказывать и осуждать их бесполезно.
Существуют дети с другой проблемой, связанной с нервной системой. Такие детки, как правило, не шумят, не мешают учителю вести урок, не выкрикивают с места, но они так же не в состояние высидеть весь урок, и, спустя 15 минут от начала урока теряют интерес к занятию и начинают заниматься чем-то посторонним. Такой ребенок, как правило, нуждается в индивидуальном графике работы. Но далеко не всегда учителя в силу своей занятости и желания сделать больший объем работы на уроке, замечают такое поведение ребенка. В таких случаях имеет смысл вмешательство родителей, которые знают своего ребенка лучше. Частная беседа с родителями может помочь учителю найти решение появившейся проблемы.
Многие дети берут с собой в школу игрушки. Не стоит запрещать это ребенку, надо просто объяснить, что играть в школе можно только на переменах. Почему не стоит запрещать брать в школу игрушки? Когда ребенок берет с собой любимую игрушку, он чувствует себя в этом, пока еще чужом для себя мире более защищенным. А ведь это очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Особенно в этом нуждаются стеснительные и робкие дети. Им сложно сразу найти общий язык с одноклассниками, поэтому наличие под боком игрушки им зачастую бывает необходимо.
Поскольку начальный период обучения достаточно труден для ребенка, поступившего в школу, у него могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть плаксивость, раздражительность и нарушение сна. У некоторых детей снижается аппетит и вес. Так же могут возникнуть психологические трудности, такие как чувство страха, негативное отношение к учителю и учебе в целом, неправильное представление о своих реальных возможностях. Все эти изменения в организме ребенка, связанные с началом обучения в школе, некоторые ученые называют «адаптационной болезнью» и «школьным стрессом».
Все дело в том, что в процессе становления личности существуют особо острые моменты. Эти моменты приурочены к определенным возрастным периодам и практически неизбежны для каждого ребенка. Наиболее важные изменения проходят в возрастных промежутках от 2 до 4 лет, от 7 до 9 лет и от 13 до 16 лет. В эти периоды происходят изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, что приводит к повышенной утомляемости, раздражительности и перепадам настроения.
При таком раскладе даже практически здоровые дети начинают болеть и проявляют излишнюю ранимость. Меняется характер, появляется упрямство и непокорность, неадекватные изменения в самооценке. В такой момент наступает новый и сложный период в жизни ребенка. Прежде всего, родителям надо это понимать и замечать не только изменение в поведение своего ребенка, но и пытаться определить, чем эти изменения обусловлены. Найдя причину, станет проще избегать конфликтных ситуаций.
Таким образом, поступление в школу является серьезным шагом от беззаботного детства к взрослению, наполненному чувству ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Социальная адаптация ребенка в школе
03 октября 2022, 15:26
Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.