Многодетная семья считается одним из наиболее стабильных и прочных семейных образований, располагающих богатыми воспитательными ресурсами, к которым относятся:
* Реальная возможность для развития у детей навыков общения с братьями и сестрами разного пола, возраста, с разными характерами;
* Благоприятные условия для развития у детей активной жизненной позиции, способности устанавливать равновесие в проявлении качеств лидера и подчинении интересам группы.
* Высокая способность к адаптации в окружающем мире, полученная в детстве из позитивного опыта общения в дружной многодетной семье.
Рождение каждого следующего ребенка влечет за собой соответствующие изменения в семье. Родители приобретают новый опыт, изменяются способы восприятия и обращения с детьми, перестраиваются взаимоотношения внутри семьи, происходит перестройка эмоциональных связей не только родителей, но и детей.
Проявляйте к детям в такие периоды перестройки семьи особую родительскую чуткость, так как каждый из детей по-своему «расстается» с преимуществом положения самого младшего.
Дети по-разному принимают и переживают необходимость делить родительскую любовь со своими сестрами и братьями, каждый из них стремится добиться от родителей «доказательств» их любви к себе.
Старшим детям традиционно отводится роль примера для подражания младшим, поэтому у них развивается потребность конкурировать, быть первыми и главными. Они более ответственны и честолюбивы чем младшие.
Старайтесь рационально использовать воспитательный ресурс в условиях многодетной семьи, где дети больше времени проводят друг с другом, получая ценный опыт взаимной поддержки и утешения. Это восполнит недостаток индивидуального внимания каждому ребенку со стороны родителей, которые разрываются между домом и работой.
Советы многодетным родителям:
* Помните, что основное условие воспитания - здоровые внутрисемейные отношения. В условиях многодетной семьи родители должны вносить равный вклад в семейное благополучие, выполняя каждый свою роль соблюдая четкий режим семейной жизни и уважение к разной индивидуальности детей.
* Согласовывайте между собой все наставления детям, избегайте ненужных противоречий и разногласий в отношениях с детьми и детей между собой.
* Создавать в семье такую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя желанным, любимым равноправным и лично причастным к делам семьи.
Поддерживайте чувство достоинства каждого ребенка, уважайте его потребности, не подавляйте его желания. Это может вызывать капризы, упрямство и агрессивность малыша. В большинстве случаев детям достаточно, чтобы их потребность была услышана близкими и признана.
* Относитесь с пониманием к соперничеству и конкуренции между детьми, стремитесь к справедливости и распределении обязанностей между ними, соблюдайте меру свободы и дисциплины для каждого ребенка, что имеет исключительно важное значение.
* Старайтесь разумно выстраивать отношения между старшими и младшими детьми, находите время вникать в характер отношений, складывающихся в семье между детьми, чтобы младшие не оказались под давлением со стороны старших.
* Не возлагайте на старших детей излишнюю ответственность за поступки младших, это может привести к нарушению в семье общения между детьми, ухудшению взаимоотношений между ними.
* Развивайте индивидуальность каждого из детей, их стремление к познанию и исследовательской деятельности, чтению, к изобразительному искусству.
* Чаще хвалите детей вместе с ними радуйтесь их фантазии, успехам в выбранном виде деятельности.
* Организуйте семейные праздники, поддерживайте национальные и общекультурные традиции, отмечайте дни рождения детей, объединяйте всех членов семьи в желании подарить друг, другу радость.
Эмоциональный контакт и духовная близость в многодетной семье одинаково важны и для детей, и для взрослых в решении жизненных проблем.
Грушко Лариса Алексеевна
Педагог-психолог МБОУ «Гора-Подольская СОШ»
Дошкольные группы «Непоседы»