МБОУ "Гора-Подольская СОШ"
с. Гора-Подол Грайворонского района Белгородской области
  • Семинар – практикум для педагогов: "Профилактика буллинга в дошкольном учреждении"

    Автор: Педагог-психолог: Грушко Л.А.
    В МБОУ «Гора-Подольская СОШ» дошкольные группы «Непоседы» прошёл семинар – практикум для педагогов: «Профилактика буллинга в дошкольном учреждении».
    Семинар – практикум для педагогов: "Профилактика буллинга в дошкольном учреждении".

    Форма проведения: семинар - практикум.
    Цель: Повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов по вопросам буллинга в дошкольной организации.
    Задачи: Рассмотреть понятие буллинг, виды, причины и способы профилактики буллинга в дошкольном возрасте. Определение педагогами особенностей поведения в ситуации буллинга.
    Участники: педагоги ДОУ.

    !!! Буллинг это – длительный целенаправленный процесс физического или психологического притеснения одного человека другим человеком. В переводе на русский язык это травля, унижение.
    !!! Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия как во внешности, так и в поведении.

    Дошкольный возраст - является возрастом первоначального становления личности ребенка. Дети до трех лет, не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться, поэтому  требуют и отбирают игрушки друг у друга.
    В пять-шесть лет устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия, появляется определённый уровень самоконтроля. Именно в этом возрасте, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.
    Часто дети копируют  поведение, которое транслируется у них дома или копируют увиденное в фильмах или передачах, бывают, конечно, и физиологические или неврологические отклонения, когда помочь может только специалист.

    Драки между детьми, унижения, издевки, насмешки - это часть жизни детского коллектива. В детском саду авторитетом для детей является воспитатель. Он обязательно должен приучать детей справляться с агрессией внутри себя.
    !!! Проблема буллинга, решённая на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребёнка. 

    ?Часто ребенок может считать себя виноватым в том, что он жертва, ведь его выбрали по принципу, что он не такой, как другие. И это способствует молчанию, боясь осуждения от взрослых, либо попросту расстроится мама. Поэтому важно следить за косвенными признаками буллинга.

    ? Часто родители сомневаются, стоит ли вмешиваться в детские проблемы или ребенок должен сам научиться постоять за себя.
    !!! Дети дошкольного возраста никогда не справятся сами с буллингом!
    ЧТО ДЕЛАТЬ?
    1.    Первое, что следует делать в таких случаях — обращаться к специалистам! 
    2.    Не игнорировать, не преуменьшать значение детского буллинга.
    Необходимо, чтобы воспитанники и педагоги пришли к общему пониманию, что буллинг — это проявление насилия, агрессии, требующее неотложного вмешательства со стороны взрослых и поддержки жертвы травли со стороны сверстников.
    3.    Занять бескомпромиссную позицию.
    Воспитатель или родитель, узнавший о проявлениях травли или ставший её свидетелем, должен занять жёсткую и недвусмысленную позицию по отношению к агрессору и попытаться добиться решения конфликта, рассказав его участникам о возможных последствиях.
    4.    Провести беседу с агрессором.
    В рамках беседы воспитатель, педагог-психолог, родитель должны объяснить, что в саду не будут терпеть подобное поведение и возможно применение наказания по отношению к сверстникам, занимающимся травлей.
    5.    Провести беседу с жертвой.
    Беседа призвана, прежде всего, поддержать жертву буллинга, устранить у неё чувства страха и угрозы. Очень важно защитить ребёнка, вселить в него чувство уверенности в своих силах.
    6.    Провести беседу с детским коллективом.
    Разговор позволяет раскрыть ситуацию насилия, лишить её «покрова тайны», совместно обсудить проблему и тем самым найти пути разрешения конфликта. При этом важно активно использовать потенциал воспитанников, которые ведут себя позитивно.
    7.Пригласить родителей агрессора и жертвы для беседы.
    Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какой должна быть тактика реагирования.
    8.Заставить агрессора нести ответственность за свои действия.
    Он должен принести извинения жертве и восстановить имущество, которое было испорчено или отобрано.
    !!! Именно в дошкольном возрасте нужно следить за местом ребенка в детском коллективе, чтобы не допустить такого явления, как «детский буллинг».

    Методы работы с застенчивыми детьми. 
    - Рассмотрим застенчивых детей, которые тоже могут попасть под буллинг.
    Застенчивыми не рождаются, а становятся. 
    - Самим не называть ребенка застенчивым и неуверенным и не позволять никому
    - Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.
    - Показать ребенку, что Вы его понимаете и сочувствуете его проблемам.
    - Обратиться к психологу.
    - Тренировать вместе с ребенком контакт взглядом. Объяснить ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе.
    - Всегда уверять ребенка, что в случае неудачи взрослый придет на помощь, ставить перед ребенком те цели, которых он может добиться.
    - Проиграть театральные этюды (сценку знакомства, начала разговора, беседы).
    - Помогать, ребенку осознавать свои чувства и желания. Также помочь ему понять чувства и поведение других детей.
    - Развивать ребенка физически. Для застенчивого ребенка это крайне важно. Физическая выносливость и ловкость повысят его уверенность в себе. Любой страх приводит к образованию зажимов в теле. Спорт поможет ребенку расслабиться и снять ненужное напряжение.

    Методы работы с детьми с низкой самооценкой.
    – Хвалить при всех, ругать наедине. Похвала и критика должны быть в меру. Критикуя ребенка, обязательно найдите, за что его можно похвалить -ум, сообразительность, за упорство и силу воли.
    – Не сравнивать кроху с другими детьми. Если вы не хотите навсегда посеять зерно конкуренции в детях, стоит остерегаться сравнивать их достижения.
    – Воспитывать у ребенка веру в себя. Вера в малыша — главный «секрет» адекватной самооценки у ребенка.
    Не ленитесь чаще говорить ему слова поддержки: «я верю, что у тебя все получится» или «ты сможешь легко справится с этим, если захочешь».
    Упражнение "Комплимент королеве".
    - Я предлагаю выйти в центр круга одному из участников и повторить за мной волшебное заклинание: «Вокруг себя покрутись и в королеву превратись..»
    - Мы все ваши подданные, мы знаем все ваши лучшие качества и сейчас по цепочке мы назовем ваши положительные черты, которые отличают Вас от других королев.
    - Что вы почувствовали? Какие эмоции у вас? 
    - Как воспринимает группа королеву? Она для вас приятная? Вам хочется с ней дружить?

    Рассмотрим ябедников, которые часто попадают под буллинг.
    - Для профилактики ябедничества в детском саду необходимо проводить беседы с детьми «Что такое хорошо или что такое плохо», включать чтение художественной литературы, обучать  самостоятельному решению проблем, проигрывание ролевых игр, различных сценариев, которые помогут ребенку понять, что такое ябедничание и как следует вести себя в различных ситуациях.
    - Обеспечивать ребенку внимание, это поможет может значительно уменьшить число жалоб и доносов. Несколько минут внимания взрослого подкрепляют хорошее поведение и снижают вероятность такого способа привлечения интереса к себе, как ябедничание.
    - Педагог, должен быть примером, никогда не подавайте дурной пример, не ябедничайте на ребенка другим, не относитесь критически к поступкам ребенка, будьте внимательным и терпимым, всегда выслушивайте ребенка.
    - Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.

    Особенность буллинга в том, что если пустить всё это на самотёк, травля, и унижения жертвы будут расти как снежный ком. Само это все не прекратится.
    Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребёнка, даже кажущихся вам сущей безделицей. Проигнорировав её один раз, вы больше никогда не добьетесь откровенности и не узнаете, когда и при каких обстоятельствах всё случилось.
    III. Рефлексия:  

    Закон джунглей суров, но его не сравнить по жестокости с буллингом. И только от нас взрослых зависит эмоциональное благополучие детей в дошкольном возрасте, будут ли условия для травли в группе детей или нет.
    !!! Лучшая профилактика – это внимательность, участие к проблемам каждого ребенка. И любовь ко всем детям. Очень много любви.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie