Одна из них – максимальное удаление от глаз предлагаемого материала, так называемый режим «зрительных горизонтов», т.е. зрительная рабочая дистанция. Определяется расстоянием, с которого ребенок различает буквы, цифры и любые изображения, равные по высоте 1см. Тем самым создаются предпосылки для зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя на массажных ковриках в носочках, лежа на ковре. Применительно к условиям нашего дошкольного учреждения подходит второй вариант, когда дети могут стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку.
Для снятия зрительной утомляемости в непосредственной образовательной деятельности возможно использовать тренажеры, разработанные В. Ф. Базарным:
Плакат–схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.