МБОУ "Гора-Подольская СОШ"
с. Гора-Подол Грайворонского района Белгородской области
  • Консультация для родителей. Игры и задания  для развития речи детей

    Автор: Н.В. Плетенецкая
    Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи. В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.
    Консультация для родителей. Игры и задания  для развития речи детей.

    Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
    Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста
         Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.
        Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 
        К таким проблемам относятся:

    •    Примитивность фраз;
    •    скудный словарный запас;
    •    недостаточное использование литературных слов и выражений;
    •    проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;
    •    недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;
    •    проблемы с дикцией.
        Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.
         Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.
         При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.
    Чтобы заинтересовать ребенка, предлагаем вам несколько вариантов игры и упражнения которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста:
    Речевые игры для детей 3-4 лет
    «Что звучит?»
    Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
    Ход: показать предметы поочередно, демонстрируя, как они звучат. Объяснить, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
    Затем, предлагается отгадать каким предметам принадлежат разные звуки. Предварительно закрыв  и действуя с разными предметами. А дети распознают. 
    «Громко – тихо»
    Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
    Ход: Если громко звенит бубен или музыка, ребёнок поднимает руки или какую-нибудь игрушку вверх, если тихо – держит руки на коленях.
    Чередовать громкое и тихое звучание надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
    «Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
    Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
    Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 
    Ход игры: Выкладывают на столе листочки, напоминается детям про осень.
    - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
    Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. 
    - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова 3-4 раза. 

    Предложите ребенку дополнить последнее слово в двустишии:
    В кладовой шуршала мышка,
    Под сосной лежала-(шишка)
    Живёт в нашем доме Гарик,
    У него есть синий (шарик).
    Капризуля наша Маша,
    У неё в тарелке (каша).
    Стоит в деревне старый дом,
    В сети к нам попался-(сом).
    В библиотеке взяли том,
    Зимой ребята лепят-(ком).
    Очень любят мыши сыр,
    В хорошем сыре много-(дыр).
    Ветер очень сильно дул,
    Стоял повсюду страшный (гул).

    Считалочка. Цель: развивать цель, память.
    Мы делили апельсин,
    Много нас, а он один.
    Эта долька - для ежа,
    Эта долька - для стрижа,
    Эта долька - для утят,
    Эта долька - для котят,
    Эта долька - для бобра,
    А для волка - кожура.
    Он сердит на нас - беда!
    Разбегайтесь кто-куда!

     Стихотворение «Мороз». Автор: В. Орлов. Цель: развивать память, мышление.
    Все злее, злее, злее
    На улице мороз.
    И каждый потеплее
    Закутывает нос.
    И людям, и машинам
    Сейчас не до красы.
    И люди, и машины
    Закутали носы.
    Речевые игры для детей 5-6 лет
    «Подбери словечко»
    Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.

    «Кто кого обгонит?»
    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
    Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от вашей фантазии.
    Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
    •    Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
    •    Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
    •    Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
    •    Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
    Речевые игры для детей 6-7 лет
    «Похожие слова»
    Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
    Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    •    Приятель - друг - враг;
    •    Грусть – радость – печаль;
    •    Еда – очистки – пища;
    •    Труд – завод – работа;
    •    Танец – пляски – песня;
    •    Бежать – мчаться – идти;
    •    Думать – хотеть – размышлять;
    •    Шагать – сидеть – ступать;
    •    Слушать – глядеть – смотреть;
    •    Трусливый – тихий – пугливый;
    •    Старый – мудрый – умный;
    •    Бестолковый – маленький – глупый;
    •    Смешной – большой – огромный.
     
    «Назови ласково»
    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
    Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
    «Цветок красный, а цветочек красненький».
    Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.
    •    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
    •    Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
    •    Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
    •    Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
    •    Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
    •    Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
    •    Дом низкий, а домик … (низенький).
    •    Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
     
    «Кто у кого»
    Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
    Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
    — Назови животных и их детенышей.
    — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

    В современном мире нас и наших детей окружают телефоны, телевизоры планшеты которые заменяют живое общение людей друг с другом. Мы должны знать, чем меньше мы общаемся с ребенком, тем меньше в дальнейшем он будет разговаривать с нами. У ребёнка может возникнуть проблема с речью. Детям нужно часто читать сказки и проводить беседу по тексту. С детьми нужно постоянно играть. Можно выбрать настольные игры, которые помогут расширить словарный запас ребёнка, игры в которые можно играть на прогулке, дома. Также нужно учить детей описывать различные действия, предметы, игрушки. Особое значение в развитии речи имеет составление рассказа по картинке. Ведь маленький ребенок как губка впитывает в себя всю информацию. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем больше будет увеличиваться его словарный запас. 
    Желаем успехов!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie