Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста
Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.
Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении.
К таким проблемам относятся:
• Примитивность фраз;
• скудный словарный запас;
• недостаточное использование литературных слов и выражений;
• проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;
• недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;
• проблемы с дикцией.
Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.
Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.
При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» - ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.
Чтобы заинтересовать ребенка, предлагаем вам несколько вариантов игры и упражнения которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста:
Речевые игры для детей 3-4 лет
«Что звучит?»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход: показать предметы поочередно, демонстрируя, как они звучат. Объяснить, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Затем, предлагается отгадать каким предметам принадлежат разные звуки. Предварительно закрыв и действуя с разными предметами. А дети распознают.
«Громко – тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Ход: Если громко звенит бубен или музыка, ребёнок поднимает руки или какую-нибудь игрушку вверх, если тихо – держит руки на коленях.
Чередовать громкое и тихое звучание надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Выкладывают на столе листочки, напоминается детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова 3-4 раза.
Предложите ребенку дополнить последнее слово в двустишии:
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-(шишка)
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-(сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-(ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).
Считалочка. Цель: развивать цель, память.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда!
Стихотворение «Мороз». Автор: В. Орлов. Цель: развивать память, мышление.
Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.
Речевые игры для детей 5-6 лет
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.
«Кто кого обгонит?»
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от вашей фантазии.
Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
• Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
• Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
• Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
• Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Речевые игры для детей 6-7 лет
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
• Приятель - друг - враг;
• Грусть – радость – печаль;
• Еда – очистки – пища;
• Труд – завод – работа;
• Танец – пляски – песня;
• Бежать – мчаться – идти;
• Думать – хотеть – размышлять;
• Шагать – сидеть – ступать;
• Слушать – глядеть – смотреть;
• Трусливый – тихий – пугливый;
• Старый – мудрый – умный;
• Бестолковый – маленький – глупый;
• Смешной – большой – огромный.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
«Цветок красный, а цветочек красненький».
Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.
• Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
• Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
• Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
• Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
• Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
• Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
• Дом низкий, а домик … (низенький).
• Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Кто у кого»
Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.
Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?
В современном мире нас и наших детей окружают телефоны, телевизоры планшеты которые заменяют живое общение людей друг с другом. Мы должны знать, чем меньше мы общаемся с ребенком, тем меньше в дальнейшем он будет разговаривать с нами. У ребёнка может возникнуть проблема с речью. Детям нужно часто читать сказки и проводить беседу по тексту. С детьми нужно постоянно играть. Можно выбрать настольные игры, которые помогут расширить словарный запас ребёнка, игры в которые можно играть на прогулке, дома. Также нужно учить детей описывать различные действия, предметы, игрушки. Особое значение в развитии речи имеет составление рассказа по картинке. Ведь маленький ребенок как губка впитывает в себя всю информацию. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем больше будет увеличиваться его словарный запас.
Желаем успехов!