Рекомендации родителям по развитию предречевых голосовых реакций и сенсорной сферы в первый год жизни
• Ребёнка с первых дней жизни должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Во время ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом должна разговаривать с ним, сопровождая речью весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребёнком. При этом важно не допускать «сюсюканья». Во время монологов матери у малыша развивается слуховое восприятие.
• Ребёнку так же необходим частый телесный контакт с матерью. Беря ребёнка на руки, мать даёт ему возможность увидеть больше предметов в пространстве.
• Для развития зрительного внимания и зрительного сосредоточения, начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки и погремушки.
• Помните: ребёнок с удовольствием гулит тогда, когда его к этому побуждает взрослый.
• Разговаривать с ребёнком лучше, когда он выспался, поел, в первой половине дня. Мать, наклоняясь над кроваткой, длительно произносит одни и те же звуки, похожие на те, которые издаёт младенец при гулении. Затем она слушает, что ей скажет малыш и, испытывая удовольствие от общения с ним, с улыбкой продолжает разговор сама.
• Родителям важно испытывать эмоционально-положительное отношение к своему младенцу во время общения с ним.
• Для развития ощупывающих движений рук (3-6 месяцев) применяются игры с игрушками. Взрослые вкладывают игрушку в руки ребёнку. Полезно применять игрушки разной формы и фактуры. При этом они обязательно называются. Связь между развитием ощупывающих движений рук и речью заключается в том, что речь развивается лучше на основе развития предметно-практического опыта.
• Когда у малыша появляется лепет, мать должна поддерживать первые попытки ребёнка подражать взрослому во время совместного лепетания. Ребёнок в этот момент должен видеть лицо и губы говорящего. Это способствует развитию моторики артикуляционного аппарата.
• Начиная с 7-го месяца жизни малыша, можно использовать игры с движениями, сопровождающиеся потешками, стишками («Ладушки», «Сорока-сорока»).
• Общаясь с малышом, произносите лепетные слоги с различной интонацией: то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления.
• Во время ежедневного общения с ребёнком постоянно называйте предметы, действия, чтобы малыш начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия с ними по просьбе взрослых.
• Положительное влияние на развитие речи оказывают колыбельные песни. Ребёнок в состоянии полудрёмы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.
• При появлении у ребёнка первых слов важно закреплять каждое слово в активной речи. Взрослые должны так же чаще пользоваться этим словом, но не детским вариантом, а полноценной формой.
Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни
Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается, собственно, речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.
Для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребёнком, признаки предметов и признаки действий. Речь развивается лучше во время деятельности. В процессе действий с игрушками (с разноцветными кубиками, пирамидками, коробочками) ребёнок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этих игрушек производить. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует нужными словами все действия ребёнка.
• Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите при этом принести конкретную вещь: кофточку, платье, шапочку и т.д.
• Для развития активной речи необходимо побуждать детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи.
• В первой половине второго года малыша нужно приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу предметы, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т.д. Затем задаётся вопрос: «Что тут нарисовано?»
• Для развития глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы используйте игры с игрушками-зверюшками. При этом называйте слова-движения, т.е. как зверёк передвигается, как голос подаёт, какого цвета у него шерсть.
• Когда в речи ребёнка начнут появляться первые фразы, родителям полезно давать образцы грамматически оформленных предложений из двух слов. Затем фраза распространяется до трёх слов.
• Для развития пространственных представлений ребёнка нужно научить понимать значения предлогов «в», «на», «у», «за», «около», «под». Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрёшками, мячами. Ребёнку даются чёткие инструкции: «Поставь маленький кубик на большой. Уложи куклу в кроватку». После игры можно попросить убрать игрушки, также проговаривая предлоги: на полку, в шкаф.
• Продолжайте развивать в играх мелкую моторику рук.
• Играя с малышами в простейшие подвижные игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, повторяйте потешки, приговорки вместе с детьми. Таким образом, развивается понимание речи, происходит развитие непроизвольной памяти.
• На втором году жизни малышам можно начинать читать книжки, содержащие народные потешки, которые более доступны для восприятия малыша. Чтение потешек так же способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Читайте детям русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Если малыш готов к восприятию более сложных сказок, стихов, то расширяйте круг его чтения. Главное - приучить малыша слушать чтение.
• Не забывайте о развитии произносительной стороны речи детей. В этом возрасте ребёнок ещё не должен произносить чисто все звуки, но прислушайтесь к тому, какими заменителями он пользуется. Если звук заменяется правильно или просто пропускается, не надо торопить события, звук появится в своё время.
Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни
Полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребёнка.
• После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.
• Вводите в активный словарь слова-обобщения: «посуда», «одежда», «игрушки», «обувь». Взрослые должны сформировать понимание таких слов, а затем незаметно научить и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Сложи свою одежду аккуратно. Убери игрушки». Обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц и т.д.
• Учите слова-названия основных цветов. Не забывайте называть цвета одежды или цвет чашки ребёнка, цвет яблока, неба, цветка.
• Учите слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, овальный, квадратный. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, мяч - круглые, а коробка, кубики – квадратные. Рассматривая с ребёнком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д.
• Знакомьте детей со словами, обозначающими размер предметов и различные качества предметов. Это можно делать в повседневной жизни, в быту.
• Продолжайте вводить в словарь ребёнка различные слова-действия. Необходимо стараться называть слова точно: сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: птица летит, змея ползёт, рыба плывёт. При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Играйте с детьми в подвижные игры с речевым сопровождением.
• Помогайте ребёнку овладевать различными грамматическими формами. Общаясь с ребёнком, рассматривая картинки в книжках, взрослые могут задавать вопросы. Отвечая на них, малыш должен употребить ту или иную грамматическую форму.
• Необходимо читать ребёнку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные тексты. Загадывайте загадки.
• Для развития подвижности органов артикуляции детей разучите специальные упражнения и выполняйте их вместе с детьми в игровой форме. Это будет способствовать более быстрому формированию звуков речи, а имеющиеся звуки зазвучат более чётко.
• Не забывайте об упражнениях для пальцев рук. В этом возрасте ребёнок старается делать упражнения самостоятельно по подражанию, без помощи взрослого.